Наследство в законах хаммурапи

Право Древнего Вавилона

Упоминание о наследовании можно найти в самых первых письменных источниках: глиняных табличках Шумера, египетских папирусах и т. Наследственное право развивалось в зависимости от экономических, политических и других условий жизни общества.

Первобытный строй — первый в истории человечества общественно—экономический строй, формой общественного устройства которого на раннем этапе был, по некоторым гипотезам, матриархат [1].

Конечно, и в тот период от отца к сыну переходили орудия производства орудия охоты и рыбной ловли , которые находились во владении и пользовании рода племени.

Впоследствии семье оставались средства поддержания домашнего очага, шкуры диких животных, запасы продовольствия, украшения, знаки принадлежности к роду племени , кроме тех, которые подлежали захоронению вместе с умершим.

При этом возникавшие общественные отношения регулировались не нормами права, а многовековыми традициями и обычаями, нормами религии, морали. Их соблюдение освящалось и обеспечивалось не мерами государственного принуждения, а общественным воздействием, в первую очередь авторитетом наиболее влиятельных членов общины.

Отступнику грозило изгнание, что зачастую обрекало его на смерть. К тому же он навлекал на себя гнев богов, что воспринималось в древности как самое страшное наказание [2]. Таким образом, можно отметить, что в целях укрепления экономической основы родовой общины обычай не допускал выхода имущества умершего за пределы рода.

Принадлежавшее умершему имущество распределялось между сородичами и чаще всего поступало в наследство ближайшим кровным родственникам со стороны матери.

Наиболее ценные предметы индивидуального пользования погребались вместе с их владельцем. Если умирала женщина, ее имущество поступало к детям и сестрам но не братьям [3].

Решающую роль в эволюции имущественных отношении сыграл переход от общинной к частной форме собственности, который произошел в эпоху неолитической революции VII? V тысячелетия до н. Появился институт наследования, возникновение которого было связано: во—первых, с переходом от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству, товарному производству; во—вторых, с отменой уравнительного распределения в общине, частным присвоением средств и результатов производства; в—третьих, с ослаблением родоплеменных связей и повышением значения семьи в жизни общества члены семьи умершего получили преимущественное право на его имущество и др.

Постепенно сформировалось право собственности на недвижимость, что было обусловлено: — переходом древних общин к оседлому образу жизни, возникновением территориальных общин и поселений; — возникновением и развитием земледелия и скотоводства закреплением в собственности общины или семьи пахотных земель, пастбищ и др.

В раннеклассовом обществе V? IV тысячелетия до н. На возникновение и развитие наследственного права огромное влияние оказали такие факторы, как: — возникновение государства как особого специализированного общественного института, поддерживающего нормы права; — фактическое и формальное юридическое закрепление социального и имущественного расслоения общества; — идеология и религиозные воззрения общества, представления о тесной связи живых с умершими ответственность за долги наследодателя, невозможность отречения от наследства [4].

Одним из первых памятников права был свод законов Вавилонии периода царствования Хаммурапи — гг. В нем нет прямого указания на допустимость наследования по завещанию, однако согласно статье отец мог путем дарения увеличить долю одного сына за счет уменьшения наследственных долей других сыновей.

Закон Хаммурапи предусматривал, что после смерти родителей к наследованию призывались их сыновья, а наследственное имущество делилось между ними поровну. В этом случае наследники были обязаны обеспечить своих сестер приданым при выходе замуж.

При отсутствии сыновей к наследованию призывались дочери умершего. Жена покойного наследовала вместе с сыновьями, а кроме наследственного имущества она получала и свое приданое. Внуки умершего призывались к наследованию лишь в том случае, если их отец не дожил до открытия наследства. В Афинах о наследовании по завещанию впервые упоминается в законодательстве Солона VI в.

Права завещателя здесь несколько ограничены: завещать мог лишь мужчина, не имеющий сыновей. Отец, имеющий детей мужского пола, усыновленные, а также женщины не могли завещать. Наиболее полное регулирование наследственных отношений рабовладельческого строя содержится в римском праве.

Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития, который неразрывно связан с ходом развития римской собственности и семьи. Иными словами, наследование рассматривается как переход имущества умершего лица к одному лицу или к нескольким другим лицам.

В юридической литературе существует две концепции понятия наследования: во—первых, наследование представляет собой юридическую фикцию о посмертном продолжении власти домовладыки; во—вторых, наследование как юридическое завершение права собственности.

В развитии римского наследственного права в юридической литературе принято различать четыре периода. Первый — наследственное право древнейшего периода, именуемое цивильным наследованием.

Второй — наследование по преторскому эдикту. Третий — наследование по императорскому доюстиниановскому законодательству. Четвертый — наследование по законодательству Юстиниана — Принципиальным представляется различение наследования по завещанию те stamentum, successio testamentaria и наследования по закону ав intestato.

Из XII Таблиц следует, что наследование по закону могло иметь место только при отсутствии завещания. Наследование по закону было несовместимо с наследованием по завещанию, т. Общей закономерностью в развитии римского наследственного права было постепенное усиление принципа свободы завещательных распоряжений.

Но при любом порядке наследования фигурируют наследодатель и наследник. Действует принцип универсального преемства в имущественных правах и обязанностях наследодателя. Он означает, что на наследника переходят все имущественные права и обязанности наследодателя.

Иными словами, наследник принимает наследство со всеми его активами и пассивами. Сущность наследования по завещанию заключается в возможности собственника распорядиться имуществом и после своей смерти.

Завещание представляет собой одностороннюю сделку, в которой выражается только воля завещателя. Он вправе в одностороннем порядке в любой момент изменить или вовсе отменить завещание.

Согласно древнейшей форме завещания наследодатель, явившись в народное собрание специально созываемое два раза в год , устно и публично называл то лицо, которое хотел видеть своим наследником. Народное собрание не было пассивным свидетелем, его вмешательство являлось весьма внушительным: оно могло одобрить решение наследодателя либо не согласиться с ним.

Председательствовал в собрании верховный понтифик. К этой форме завещания прибегали, скорее всего, когда хотели обойти порядок наследования, установленный законом.

В дальнейшем обращение к народному собранию и утверждение на нем воли завещателя стало простой обрядностью. Другой ранней формой завещания было завещание перед строем войска.

Солдаты в походе накануне сражения публично и устно объявляли свою завещательную волю. Впоследствии стали прибегать к более гибкой, хотя и более сложной форме завещания в семейном кругу, с применением обряда манципации.

По словам Гая, кто не сделал своего завещания ни в комициях, ни перед строем, а между тем чувствовал приближение смерти, тот манципировал свою фамилию, т. Вместе с этими словами доверенное лицо, ударив кусочком меди по чашке весов, передавало ее в качестве мнимой цены завещателю.

В период империи появляется новая форма публичного завещания: занесение распоряжения завещателя в протокол суда или муниципального магистрата, передача в императорскую канцелярию письменного завещания на хранение.

Наследник должен быть ясно и точно назначен лично завещателем, а не кем? В то же время наследником может быть только физическое лицо, а не юридическое.

В сфере наследования по завещанию полностью применимы категории правоспособности и дееспособности. К первой относилось право лица совершать завещание. Завещать были вправе полноправные римские граждане, но не рабы. Не могли завещать также некоторые категории преступников и подвластные дети.

В римском праве отсутствовала завещательная дееспособность у несовершеннолетних, в частности у детей моложе четырнадцати лет для мальчиков и моложе двенадцати лет для девочек. Она отсутствовала у умалишенных, у лиц, объявленных расточителями, и у лиц, которые ни устно, ни письменно не могли изложить свою волю, например глухонемых.

Наследниками могли быть назначены одно или несколько лиц. Завещатель был вправе определить долю каждого наследника.

Если он не делал этого явным образом, то все наследовали в равных долях. В римском праве практиковалась и субституция, т. Иногда назначение наследника сопровождалось возложением на него выполнения каких? Если наследник, получивший имущество под условием, не выполнял возложенные на него обязанности, к нему в административном порядке могли быть применены меры принуждения.

Случалось, что сам завещатель уничтожал завещание, о чем делал формальное заявление перед судом или перед тремя свидетелями. Завещатель мог составить новое завещание. В некоторых случаях завещание могло быть признано недействительным или стать таковым впоследствии.

Например, если отсутствовала завещательная право— и дееспособность, если не были соблюдены необходимые формальности. В то же время даже принятое наследство могло быть отнято у наследника как у недостойного.

Изъятое имущество переходило к другим наследникам или в казну. Для объявления наследника недостойным требовались основания, например: умерщвление наследодателя, уничтожение составленного им завещания, умышленное воспрепятствование составить завещание и другие преступления против наследодателя.

Наследование по закону в римском праве исторически возникло раньше наследования по завещанию. Имущество в случае смерти главы семьи переходило к его родственникам помимо воли наследодателя, в силу сложившегося обычая. Наследование по закону рассматривалось нормальным порядком, а наследование по завещанию лишь отклонением от обычного порядка.

Имущество наследовалось только агнатами, т. Согласно закону XII Таблиц, если кто? Если у умершего нет агнатов, пусть оставшееся после него хозяйство возьмут сородичи. В данном случае устанавливаются три разряда или класса наследников. Во—первых, свои наследники, которые к моменту смерти наследодателя находились под его властью жена, дети, внуки от ранее умерших сыновей, усыновленные.

Если к наследству призывались лица разных степеней родства, например вместо умершего сына заступали двое внуков, то они имели ту часть, которую получил бы их отец, будь он в живых.

Лица одной степени родства делили имущество поровну. Во—вторых , ближайший агнат, под которым понимался прежде всего брат умершего. При наличии нескольких агнатов одинаковой близости они делили имущество поровну. В—третьих, родичи, члены рода, к которому принадлежал наследодатель.

В преторский период развития права в области наследования по закону происходят существенные перемены: агнатское родство вытесняется когнатским родством. Речь идет о лицах, связанных общностью происхождения родичи по крови. Близость когнатского родства измерялась степенями и линиями.

Преторский эдикт устанавливал четыре разряда наследников.

Законы Хаммурапи: общая характеристика

В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден  каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи  . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.

На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст  их написан в клинописной форме.

На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата.  Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи  , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились,  сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст  судебника Хаммурапи  , разделен на три части.

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи,  в судебнике Хаммурапи насчитывалось  282 статьи.  Законы царя Хаммурапи, краткое содержание  по разделам:

  1. Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
  2. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
  3. О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
  4. Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
  5. Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
  6. Семейное право (127-195 пункты).
  7. Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
  8. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).

 

§ 6. Наследственное право

до н. э., т. е. до I Вавилонской династии.
Позднее дочери были уравнены в наследственных правах с сыновьями. Вместе с тем при отсутствии у умершего нисходящих (детей или внуков) наследниками стали признаваться братья умершего, а при их отсутствии наследство стало переходить к братьям отца.
Если кого-либо из сыновей к моменту смерти наследодателя не оказывалось в живых, вместо них призывались к наследованию дети умершего сына — внуки наследодателя.
Дети наследовали имущество отца или матери поровну. Старший сын не имел никаких преимуществ перед остальными. Дети усыновленные наследовали наравне с собственными детьми умершего. Если у отца было две или несколько жен, то все дети наследовали поровну. Дети от рабыни, если отец признал их своими детьми, наравне с остальными детьми наследовали движимые вещи

(имущество отцовского дома), но не участвовали в разделе недвижимости (ст. 170). Однако дети от свободной могли выбрать те вещи, которые должны были составить их долю.
Если же отец не признал детей от рабыни, они не участвовали в наследовании имущества, но, во всяком случае, по смерти отца они вместе с матерью получали свободу (ст. 171). Это положение была установлено еще в древних шумерийских законах.
Женатые сыновья, получившие при жизни отца средства для предбрачного взноса — тирхату, обязаны были при разделе имущества отца выделить своим неженатым братьям помимо их доли средства, необходимые для уплаты тирхату (ст. 166). Дочь наложницы, получившая приданое при выдаче ее замуж, не участвовала в наследовании имущества отца (ст. 183), как, впрочем, вероятно, и другие дочери, получившие приданое. Если же приданого дано не было, то дочь наложницы по смерти отца должна была получить в дар от своих братьев приданое — шерикту — сообразно с размерами имущества отца (ст. 184). Другие дочери, как сказано выше, наследовали наравне с братьями.
Дочь-жрица, получившая от отца приданое — шерикту, имела лишь право пользования этим имуществом, но не имела права отчуждать его, если только по условиям дарения отец не предоставил ей этого права. Поэтому по смерти отца предоставленное ей в виде шерикту недвижимое имущество переходило к ее братьям, а они обязаны были давать ей пропитание в соответствии с величиной ее доли. Если они отказывались это сделать, она вправе была использовать свое недвижимое имущество по-иному, но не вправе была его продавать, и по ее смерти оно переходило к ее братьям (ст. 178). Иное положение создавалось для жрицы, если отец, давая ей шерикту, вместе с тем предоставлял ей право распоряжаться им по своему усмотрению (ст.